Русский Английский Немецкий Французский Итальянский
8(49242) 5-27-51
601221 Владимирская обл., Собинский р-н, п. Ставрово, ул. Советская, д. 22
«Живой свидетель из прошлого».

4 декабря 2018

«Живой свидетель из прошлого»

«Если ты русский, ты обязан знать,
что такое «Слово о полку Игореве»,
«Евангелие», «Владимирская Богоматерь»,
«Покров на Нерли» В.А.Солоухин

На трассе Владимир- Александров на въезде в поселок Ставрово вот уже более 10 лет стоят 4-х метровые поклонные кресты -хранители, словно определяющие зону Православия. А в самом центре поселка на вершине пологого холма возвышается под голубыми сводами Храм Успенья Пресвятой Богородицы, в любую погоду сияющий золотом своего главного купола. Успенскому Храму в этом году исполнилось 220 лет...
Редко какое старинное русское селение имеет точные факты, подтверждающие его возникновение. Разве только попадет оно в какую-нибудь летопись в связи с войной, пожарами или бунтом. Поселку Ставрово в этом смысле повезло: оно неоднократно упоминается в монастырских отчетах и деловых бумагах средневековья, начиная с 1450г. Одним из самых древних его сооружений является церковный ансамбль, куда входила Троицкая церковь, ныне действующий Храм в честь Успенья Пресвятой Богородицы, колокольня и церковные строения. Его история - свидетельство тому, как менялось во времени наше мировоззрение, отношение к ценностям- истинным и вечным.
Чем была Церковь для русского человека? Всем: она « крестила и отпевала, нарекала именем и благословляла на брак. Не случайно, русские люди жертвовали на нее, подчас, последними сбережениями и совместными мирскими усилиями возводили на селе Храмы краше прежних» (В.М. Трутнев)
Впервые Ставровский Храм «в честь чудотворца Николы» упоминался в книгах Патриаршего казенного приказа в начале XVII века (1628г.). Одновременно в селе была и другая церковь, в честь Успенья Пресвятой Богородицы. О ней сказано в писцовых книгах 1650 года. Село не раз выгорало почти дотла, но храмы всякий раз обновлялись и перестраивались. Именно поэтому в 1798г. обветшавший Успенский Храм вновь будет перестроен и станет уже каменным. После очередного пожара в 1813г., особенно разрушительного, он устоит, а на месте сгоревшего Никольского вырастет новый каменный Храм, освященный в 1838г.в честь Живоначальной Троицы. Высокая 4-х ярусная каменная колокольня, увенчанная шпилем и выполненная в стиле классицизма, появится не позднее 1850-1852г. Голос церковных колоколов в селе будет звучать до 1929г., а потом замолчит более, чем на 60 лет. Распоряжением №343 от II/VI 1958г. исполком областного Совета депутатов трудящихся г. Владимира разрешит исполкому Ставровского райсовета «разобрать аварийное здание Троицкой церкви в п. Ставрово с использованием стройматериала на внутрирайонные хозяйственно-культурные нужды.»
В 1958г. Троицкий Храм будет разрушен. О его существовании напоминают лишь рассказы прихожан, да фотографии внутреннего убранства.

«И стены рушились святые, и опадали купола,
И раскалялись голубые глаза от боли добела.
И отряхали мы упрямо прах веры вечной с наших ног.
И на святых руинах Храмов произрастал чертополох...» Ю. Мятлевский

2 часть

Успенскому Храму суждено было возродиться. Его история во многом повторяет историю большинства сельских Храмов России. В середине 19 в. его убранство поражало богатством и красотой: древние местные иконы Спасителя и Казанской Божией Матери, «Крест сребро- позолоченный с частицами святых мощей великомученика Пантелеймона , Евангелие, выполненное на александрийской бумаге, в золоте- серебре, в драгоценных каменьях. Весило оно. 2 пуда 10 фунтов. Кто и когда пожертвовал- неизвестно.» К Успенскому храму приписаны часовни. Одна из них до 1929г. стояла в центре села на Базарной площади (сейчас пл. Мира) В ней находился образ Симеона Столпника, написанный на камне. Ежегодно 1 сентября к ней совершался крестный ход и молебен с водоосвящением. В 1876-77 годах на основании прошения священника отца Г еоргия (Лебедева) Храм прирастает новым приделом в честь Сергия Радонежского, расширяется, « что дает ему больше освещения, внешнего благолепия и значительный простор...» Главным жертвователем на строительство и расширение является И.Д. Симанин, владелец Ставровской ткацкой фабрики, производивший миткаль. Нашлись еще жертвователи- церковный староста А.Е. Симанин, И.И. Бусурин, Ф. И. Медведев, П.В. Козаков и все прихожане. Работой по «устройству» руководил десятник, крестьянин приходской деревни Лучинское Стефан Григорьевич Коровочкин, « очень опытный строитель, получивший в награду за свое искусство серебряную медаль для ношения на шее и золотой 1 степени кафтан. От вознаграждения за свои труды Коровочкин совершенно отказался, жертвуя своими трудами в свою приходскую церковь».
По простору, освещению и вентиляции «новоустроенный храм, как теплый в зимнее время , представляет собой полное удобство»- пишет в отчете 1октября 1877г. отец Георгий (Лебедев).

В этом же 1877 году, к ноябрю, Троицкая, Успенская церкви и колокольня были обнесены со всех сторон оградой с 5-ю башнями. О возведении церковной ограды мечтал еще в 1800г. священник П. Степанов. Главная площадь села стала уже тогда центром торговой жизни. Здесь проходили ярмарки. Обращаясь к властям , батюшка пишет: « Вблизи церквей крестьяне построили амбары и лавки, в коих они временно и торгуют, а рядом лежит строевой и дровяной лес.» А потому отец Петр (Степанов) предлагает снести эти амбары, « чтобы построить вокруг церквей ограду.»
Священникам Ставровских Храмов приходилось всерьез озаботиться и тем, чтобы оградить свою паству от губительного распространения виноторговли в селе. Ставрово было шумным. Здесь ночевали ямщики, частыми гостями были купцы, чиновники, долгое время жили инженеры- путейцы, проводившие железнодорожную ветку на Нижний Новгород. Близкое расположение распивочных и ренсковых погребов Я. Бусурина и В.И.Аляева , дома которых были в самом центре села, явно мешало богослужению. Торговцы не унимались, посулили пожертвовать 1000 рублей для сельского училища, если местные власти дадут «добро» на расширение питейных заведений. Обращение к губернскому правлению помогло разрешить спор- последнее слово оставалось за жителями. А они, как говорят документы, «не возражали ...» Так появились в селе новые распивочные.

3 часть. Церквям XVIII-XIX в. передавались некоторые государственные функции, которые были, по сути, переписью населения. Они давали сведения о количестве дворов, «числе душ мужского и женского полу в них», предоставляли статистическую отчетность по месяцам- сколько заключено браков, сколько душ родилось, сколько умерло и по какой причине.

В конце XIX - начале XX века крепнет тяга к просветительству. Движущая сила здесь -сельские священники. Именно они открывали церковно-приходские школы, из семей священников чаще всего выходили талантливые просвещенные люди. В нашем селе это династии священнослужителей Ставровских и Архангельских .« В с. Ставрово на местном кладбище похоронен Константин Федорович Архангельский. Профессор фармакологии Казанского университета, сын священника этого села. Умер в 1906г.в возрасте 36 лет. Подавал большие надежды в науке.» (некролог от 30 окт 1906г.) Владимир Архангельский будет возглавлять приход до самой революции, а его сестра Елена станет учительствовать в Ставровской земской школе. Авторитет их отца Александра Петровича , настоятеля Фетининского Храма, не позволит в дни революции разгромить его. Здание церкви практически сохранится до нашего времени нетронутым. « Лишь время и долгое бездействие внесет в его облик изменения, как долгое отсутствие хозяина вносит в облик дома ауру пустоты и бесхозности...» (В.М. Трутнев)
Род Ставровских- исконно владимирский , происходит из с. Ставрово. На протяжении века многочисленные его представители несли службу в двух Ставровских Храмах.
Иоанн Иоаннович Ставровский(1718-1799г) -основатель династии. Долгое время служил в Никольском Храме села, затем был переведен в Сретенский Собор Москвы.. В Ставрове родились и его внук, Павел Васильевич, в течение 27 лет служивший настоятелем Успенского Храма во Владимире, и правнук - Ставровский Алексей Евграфович- регент архиерейского хора Успенского кафедрального собора. Вместе с отцом будет служить делу и Петр Алексеевич Ставровский, открывший во Владимире «музыкальную школу свободного художника П.А. Ставровского». В 1937г. Ставровский П.А. будет арестован и расстрелян по обвинению в «шпионской деятельности». Пройдет 19 лет, и в 1956г. его полностью реабилитируют... Будут реабилитированы и другие служители Храма : Крыкин Иван Петрович, священник , осужденный в 1937г. на 10 лет, Лапшин Василий Григорьевич, 1882г.р., осужденный в 1935г. на 5 лет, Юрасов Александр Михай лович , дьякон, арестованный в 1931г. и осужденный на 5 лет. Возрождение Храма начнется лишь в 1986г. После обращения жителей во Владимирскую епархию епископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил на возобновление богослужений в Ставрове и возрождение церковно- приходской жизни. Так в 1989г. в поселке оказался первый настоятель отец Георгий Лапшин. В то время Храм еще находился в запустении. Большую помощь в его восстановлении оказали председатель совета народных депутатов А.М.Синягин, директор завода АТО Чернодаров В.А., директор совхоза « Ставровский» Ю.А. Емелин, первые прихожане. Вставили и застеклили рамы, отремонтировали кровлю, внутри оштукатурили и побелили, забетонировали полы. Сделали алтарь. Люди понесли в Храм спасенные от уничтожения иконы. Первое богослужение состоялось в престольный праздник Успенья Пресвятой Богородицы 28 августа 1990г. С тех пор без малого тридцать лет приход живет под руководством своих духовных пастырей.

«И он вознесся величаво! И засияли купола!
И нам предстала в блеске славы
Та Русь, которая была!» Н. Тарков

Г.Н. Горохова, зав. музейно-выставочным сектором МБУК ЦКиС п. Ставрово

Дата создания: 02-04-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: