Русский Английский Немецкий Французский Итальянский
8(49242) 5-27-51
601221 Владимирская обл., Собинский р-н, п. Ставрово, ул. Советская, д. 22
Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования поселок Ставрово и методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования поселок Ставрово

669 Кб
скачать

204 от 09.10.2013

Приложения

 

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛКА СТАВРОВО

СОБИНСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09.10.2013 . № 204

Ставрово

Об утверждении порядка разработки,

реализации и оценки эффективности

муниципальных программ муниципального

образования поселок Ставрово и методических

указаний по разработке и реализации

муниципальных программ муниципального

образования поселок Ставрово

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", с целью внедрения программно-целевых принципов организации бюджетного процесса, повышения ответственности органов местного самоуправления исполнительной власти поселка Ставрово за результаты деятельности

п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования поселок Ставрово согласно приложению N 1.

2. Утвердить Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования поселок Ставрово согласно приложению N 2.

3. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия и подлежит опубликованию (обнародованию) на официальном сайте органов местного самоуправления поселка Ставрово в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» www.stavrovo-info.ru, и распространяется на муниципальные программы муниципального образования Поселок Ставрово, срок действия которых начинается с 01 января 2014 года.

Глава поселка Ставрово А.Н.Трухин

Приложение N 1

к постановлению

администрации поселка Ставрово

от 09.10.2013 № 204

ПОРЯДОК

РАЗРАБОТКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛОК СТАВРОВО

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет правила разработки, формирования, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования поселок Ставрово (далее – муниципальные программы), а также контроля за ходом их реализации.

2. Муниципальная программа включает в себя подпрограммы, ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов местного самоуправления поселка Ставрово.

Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых задач.

3.Муниципальная программа разрабатывается исходя из стратегических документов, функций органов местного самоуправления и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования поселок Ставрово.

4. Срок реализации муниципальной программы определяется ответственным исполнителем на стадии ее разработки и должен быть не менее трех лет и не более срока реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования поселок Ставрово. Срок реализации входящих в муниципальную программу подпрограмм, ведомственных целевых программ, а также отдельных мероприятий органов местного самоуправления поселка Ставрово, не входящих в подпрограммы и ведомственные целевые программы, должен быть не более срока реализации муниципальной программы в целом.

Разработка и реализация муниципальной программы осуществляется Администрацией поселка Ставрово (далее - ответственный исполнитель).

Соисполнителями являются отделы администрации поселка Ставрово, определенной постановлением администрации поселка Ставрово в качестве ответственного исполнителя за разработку муниципальной программы, совместно с заинтересованными учреждениями и предприятиями, финансируемыми из бюджета поселка Ставрово являющиеся ответственными исполнителями подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы (далее - соисполнители).

6. Муниципальная программа утверждается постановлением администрации поселка Ставрово.

7. Внесение изменений в подпрограммы муниципальной программы осуществляется путем внесения изменений в муниципальную программу и внесения изменений в подпрограммы и ведомственные целевые программы .

II. Требования к содержанию муниципальной программы

8. Требования к структуре муниципальной программы содержатся в Методических указаниях по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования поселка Ставрово (далее - Методические указания).

9. Требования к содержанию, порядку разработки и реализации подпрограмм и ведомственных целевых программ, включенных в подпрограмму муниципальной программы, определяются постановлением администрации поселка Ставрово.

10. Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей муниципальной программы, а также:

а) отражать специфику развития конкретной сферы, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;

б) иметь количественное значение;

в) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации муниципальной программы;

г) отвечать иным требованиям, определяемым в соответствии с Методическими указаниями.

10.1. В перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы включаются показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:

а) рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;

б) определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения;

в) рассчитываются по методикам, включенным в состав муниципальной программы.

11. Отражение в муниципальной программе расходов на ее реализацию осуществляется в соответствии с Методическими указаниями.

12. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие поселка Ставрово.

13. Обязательным условием оценки планируемой эффективности муниципальной программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей программы, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации программы применяются:

а) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада муниципальной программы в экономическое развитие поселка Ставрово в целом, оценку влияния ожидаемых результатов муниципальной программы на различные сферы экономики поселка Ставрово. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации муниципальной программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики;

б) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации муниципальной программы в социальное развитие поселка Ставрово, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.

III. Основание и этапы разработки муниципальной программы

14. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ, утверждаемого постановлением администрации поселка Ставрово.

Проект перечня муниципальных программ поселка Ставрово формируется по обязательному согласованию с Главой поселка Ставрово, финансовым отделом администрации поселка Ставрово, на основании положений федеральных законов, законов Владимирской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих реализацию муниципальных программ, а также с учетом предложений отделов администрации поселка Ставрово.

Утверждение, а также внесение изменений в перечень муниципальных программ производится постановлением администрации поселка Ставрово не позднее чем за два месяца до дня внесения проекта решения о бюджете в Совет народных депутатов поселка Ставрово на очередной финансовый год.

15. Перечень муниципальных программ содержит:

а) наименования муниципальных программ;

б) наименования ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальных программ и подпрограмм;

в) основные направления реализации муниципальных программ.

16. Разработка проекта муниципальной программы производится ответственным исполнителем совместно с соисполнителями в соответствии с Методическими указаниями.

Проект муниципальной программы подлежит обязательному предварительному общественному обсуждению.

Состав сопроводительных материалов, представляемых с проектом муниципальной программы, определяется в соответствии с Методическими указаниями.

IV. Финансовое обеспечение реализации

муниципальных программ

17. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ в части расходных обязательств муниципального образования Поселок Ставрово осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета поселка. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ утверждается решением Совета народных депутатов поселка Ставрово о бюджете муниципального образования поселок Ставрово на очередной финансовый год.

18. Внесение изменений в муниципальные программы в части увеличения объемов финансирования осуществляется при наличии дополнительных источников финансирования.

19. Финансирование подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы, а также ведомственных целевых программ, включенных в состав подпрограмм муниципальной программы, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ, утвержденных решением Совета народных депутатов поселка Ставрово о бюджете муниципального образования поселок Ставрово.

20. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ на очередной год осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета муниципального образования поселка Ставрово на очередной финансовый год.

V. Управление и контроль реализации

муниципальной программы

21. Реализация муниципальной программы осуществляется в соответствии с планом реализации муниципальной программы (далее также - план реализации), содержащим перечень мероприятий муниципальной программы, включая мероприятия подпрограмм и ведомственных целевых программ, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.

План реализации разрабатывается соисполнителем по согласованию с ответственным исполнителем муниципальной программы в соответствии с Методическими указаниями и подписывается Главой поселка Ставрово.

22. В процессе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с Главой поселка, финансовым отделом принимать решения о внесении изменений в план мероприятий, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации и Владимирской области, органов местного самоуправления поселка Ставрово в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.

Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется путем внесения изменений в постановление администрации поселка Ставрово об утверждении муниципальной программы.

23. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) подготавливается ответственным исполнителем совместно с соисполнителями до 1 марта года, следующего за отчетным, по согласованию с Главой поселка Ставрово направляется в финансовый отдел администрации поселка Ставрово.

Подготовка годового отчета производится в соответствии с Методическими указаниями.

24. Годовой отчет содержит:

а) информацию об изменениях, внесенных в муниципальную программу за отчетный период;

б) конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный период;

в) результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы;

г) анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;

д) результаты использования бюджетных ассигнований бюджета поселка и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;

е) результаты оценки эффективности муниципальной программы, проведенной ответственным исполнителем;

ж) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.

25. Финансовый отдел администрации поселка Ставрово в срок до 1 мая формирует для представления Главе поселка Ставрово сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, который содержит:

а) информация о кассовых расходах бюджета поселка на реализацию муниципальных программ.

б) сведения об основных результатах реализации муниципальных программ поселка Ставрово за отчетный период;

в) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых индикаторов и показателей муниципальных программ за отчетный год;

г) сведения о выполнении расходных обязательств муниципального образования поселок Ставрово, связанных с реализацией муниципальных программ;

д) оценку деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации муниципальных программ;

ж) предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальных программ, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий, подпрограмм, ведомственных целевых программ, включенных в подпрограммы, или муниципальных программ в целом.

26. Сводный годовой доклад и годовой отчет подлежат размещению на официальном сайте органов местного самоуправления поселка Ставрово в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

27. В целях контроля за реализацией муниципальных программ финансовый отдел администрации поселка Ставрово осуществляет мониторинг реализации муниципальных программ ответственным исполнителем и соисполнителями по итогам года. Порядок проведения указанного мониторинга определяется в соответствии с Методическими указаниями.

28. Координация исполнения и предварительное рассмотрение результатов мониторинга реализации муниципальных программ осуществляется Главой поселка Ставрово.

29. По результатам оценки эффективности муниципальной программы по согласованию с Главой поселка Ставрово финансовым отделом администрации поселка Ставрово готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками муниципальной программы на очередной финансовый год бюджетных ассигнований на ее реализацию, или о досрочном прекращении реализации как отдельных мероприятий муниципальной программы, так и муниципальной программы в целом.

30. Внесение изменений в отдельные мероприятия муниципальной программы в части строек и объектов осуществляется при необходимости соисполнителем, ответственным за реализацию указанного мероприятия.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись бюджета поселка в части расходов, направляемых на финансирование муниципальных программ, осуществляется финансовым отделом администрации поселка Ставрово в соответствии с действующим законодательством.

31. Внесение иных изменений в муниципальную программу, оказывающих влияние на параметры муниципальной программы, утвержденные постановлением администрации поселка Ставрово, осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо по результатам мониторинга реализации муниципальной программы в порядке, предусмотренном для утверждения проектов муниципальных программ.

VI. Полномочия ответственного исполнителя и соисполнителей

при разработке и реализации муниципальных программ

33. Ответственный исполнитель:

а) формирует структуру муниципальной программы, а также перечень соисполнителей муниципальной программы, обеспечивает разработку муниципальной программы, согласование с соисполнителями и утверждение ее Главой поселка Ставрово;

б) организует реализацию муниципальной программы, формирует предложения о внесении изменений в муниципальную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, а также конечных результатов ее реализации;

в) предоставляет по запросу финансового отдела сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации муниципальной программы;

г) запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы финансового отдела;

д) проводит оценку эффективности реализации муниципальной программы, подпрограмм, ведомственных целевых программ, включенных в подпрограммы, в соответствии с Методическими указаниями;

е) запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности программы;

ж) рекомендует соисполнителям осуществить разработку отдельных мероприятий и планов, в том числе в форме ведомственной целевой программы;

з) подготавливает годовой отчет и представляет его в финансовый отдел администрации поселка Ставрово.

34. Соисполнители:

а) участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы в рамках своей компетенции;

б) представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы, а также отчет о ходе реализации мероприятий муниципальной программы;

в) представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;

г) представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий муниципальной программы.

Приложение N 2

к постановлению

администрации поселка Ставрово

от 09.10.2013 № 204

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МЦНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЕЛОК СТАВРОВО

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ муниципального образования поселка Ставрово (далее - Методические указания, муниципальные программы поселка Ставрово) содержат руководство по разработке проектов муниципальных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, а также информацию о ведении мониторинга реализации муниципальных программ, осуществляемого финансовым отделом администрации поселка Ставрово.

2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:

- подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенных исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;

- сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем в которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);

- основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);

- цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;

- задача - совокупность взаимосвязанных заданий по осуществлению функций органов местного самоуправления, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы;

- мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;

- основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных действий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы;

- показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;

- конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);

- непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);

- участники муниципальной программы - ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы;

- ответственный исполнитель муниципальной программы – администрация поселка Ставрово, определенный ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ поселка Ставрово, утвержденным постановлением администрации поселка Ставрово (далее - Перечень), и обладающий полномочиями, установленными Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ поселка Ставрово (далее - Порядок);

- соисполнители муниципальной программы – отделы администрации поселка Ставрово, учреждения, предприятия, финансируемые из бюджета поселка Ставрово, и участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности муниципальной программы и определенные в качестве соисполнителей муниципальной программы в Перечне;

- планируемая эффективность муниципальной программы - показатель, отражающий результативность достижения ее целевых показателей при заданном объеме финансовых затрат;

- эффективность реализации муниципальной программы - показатель, отражающий степень достижения плановых показателей результативности муниципальной программы в сопоставлении с полнотой использования финансовых средств, предусмотренных на реализацию муниципальной программы;

- факторы риска - вероятные явления, события, процессы, не зависящие от участников муниципальной программы и негативно влияющие на основные параметры муниципальной программы (подпрограммы);

- мониторинг - процесс наблюдения и анализа за реализацией основных параметров муниципальной программы.

Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком, и в значениях, принятых в действующем законодательстве.

3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с Порядком, при этом направления реализации и состав соисполнителей муниципальной программы могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки муниципальной программы с учетом необходимости реализации тех или иных мероприятий для достижения целей муниципальной программы.

4. Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает координацию деятельности участников муниципальной программы в процессе разработки и реализации муниципальной программы.

5. Разработка, утверждение, реализация, мониторинг, оценка хода реализации и оценка эффективности подпрограмм муниципальных программ осуществляются в рамках муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

6. Ответственный исполнитель совместно с соисполнителями осуществляет корректировку муниципальной программы в порядке, предусмотренном для разработки проекта муниципальной программы в соответствии с требованиями Порядка.

II. Разработка проекта муниципальной программы

Требования к разработке муниципальной

программы и ее структуре

7. Муниципальная программа включает подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия.

Включение в муниципальную программу частей подпрограмм реализация которых направлена на достижение целей иных муниципальных программ, не допускается.

8. Муниципальная программа имеет следующую структуру:

1) паспорт муниципальной программы по форме согласно приложению к Методическим указаниям;

2) текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:

а) общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;

б) приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов ее реализации;

в) обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы, регулирования;

г) прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации муниципальной программы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) в рамках программы);

д) информация об участии акционерных обществ с муниципальным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации муниципальной программы;

ж) обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае участия в разработке и реализации муниципальной программы Владимирской областью и районом.

з) обоснование выделения и включения в состав муниципальной программы предусмотренных к реализации подпрограмм (их перечень, паспорта);

и) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы;

к) информация по ресурсному обеспечению за счет средств бюджета поселка и другим источникам финансирования и направлениям затрат;

л) прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения поселка , социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;

м) анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы;

н) порядок и методика оценки эффективности муниципальной программы;

3) приложения к текстовой части муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 1 - 7);

4) подпрограммы муниципальной программы.

9. Ответственным исполнителем должно проводиться предварительное общественное обсуждение проекта муниципальной программы.

10. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:

- наименование муниципальной программы;

- наименование ответственного исполнителя;

- год составления проекта муниципальной программы;

- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.

Титульный лист подписывается Главой поселка Ставрово.

11. Состав сопроводительных материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы в финансовый отдел администрации поселка Ставрово включает:

а) проект постановления администрации поселка Ставрово об утверждении муниципальной программы;

б) проект плана реализации муниципальной программы на первый год реализации;

в) оценку расходов по муниципальной программе, рассчитанных на основании планового метода;

г) сведения о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы;

д) оценку планируемой эффективности реализации муниципальной программы (подпрограмм);

е) перечень стратегических документов, утвержденных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, действующих в сфере реализации муниципальной программы.

Требования по заполнению паспорта

муниципальной программы

12. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям.

Цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), а также этапы и сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.

Объем бюджетных ассигнований муниципальной программы включает в себя бюджетные ассигнования бюджета поселка (с учетом субсидий или субвенций из областного и районного бюджетов) на реализацию муниципальной программы и подпрограмм муниципальной программы.

Указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом, а также по годам ее реализации. Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублях с точностью до одного знака после запятой.

Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы, сроков их достижения.

Требования к содержанию муниципальной программы

13. В рамках общей характеристики сферы реализации муниципальной программы представляется анализ ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы, а также анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации муниципальной программы.

Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития.

Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития поселка Ставрово должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации муниципальной программы.

14. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определяются исходя из стратегии социально-экономического развития поселка Ставрово.

15. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты ее реализации.

16. Цель муниципальной программы должна обладать следующими свойствами:

а) специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);

б) конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, определяющие произвольное или неоднозначное толкование);

в) измеримость (достижение цели можно проверить);

г) достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);

д) релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы).

17. Формулировка цели должна быть краткой, ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.

18. Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций органов местного самоуправления в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.

19. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.

20. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения и решения. Для этого необходимо привести показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей и решение задач.

21. Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1).

22. Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:

а) адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);

б) точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);

в) объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);

г) достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);

д) однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);

е) экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);

ж) сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ);

з) своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).

23. В число используемых показателей должны включаться показатели, характеризующие конечные общественно значимые результаты, непосредственные результаты и уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) исполнителями муниципальными услугами (работами), их объемом и качеством.

24. Показатели подпрограмм и ведомственных целевых программ должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.

25. Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые, и определяться на основе данных государственного статистического наблюдения.

Предлагаемый показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления (процесса, объекта).

В качестве наименования показателя используется лаконичное и ясное наименование, отражающее основное содержание наблюдаемого явления.

Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения.

Для показателя указываются периодичность (годовая) и вид временной характеристики (за отчетный период, на начало отчетного периода, на конец периода, на конкретную дату и т.д.).

При необходимости приводятся дополнительные характеристики, необходимые для пояснения показателя.

26. При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:

а) изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);

б) выгод от реализации муниципальной программы.

На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.

27. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.

28. Характеристика основных мероприятий, мер государственного регулирования, прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации муниципальной программы (при оказании муниципальными учреждениями целевых услуг (выполнении работ) в рамках муниципальной программы), характеристика основных мероприятий, реализуемых органом местного самоуправления, а также информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации муниципальной программы приводятся на основе обобщения соответствующих сведений подпрограммам муниципальной программы.

Перечень подпрограмм муниципальной программы, ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы муниципальной программы представляется согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).

29. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями поселка Ставрово по этапам реализации муниципальной программы приводится согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).

30. В качестве обоснования выделения подпрограмм и включения в состав муниципальной программы реализуемых подпрограмм используется в том числе обоснование вклада подпрограммы в достижение целей муниципальной программы.

31. Для включенных в муниципальную программу подпрограмм приводятся их перечень, паспорта и текстовые части.

32. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками ее реализации предусматривают:

- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру их влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;

- качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;

- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.

33. Методика и порядок оценки эффективности муниципальной программы разрабатывается ответственным исполнителем с учетом специфики муниципальной программы и входящих в ее состав подпрограмм.

При этом методика оценки эффективности муниципальной программы должна быть основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития поселка Ставрово.

34. Методика оценки эффективности муниципальной программы должна учитывать необходимость проведения оценок по следующим критериям:

а) степень достижения целей и решения задач подпрограмм и муниципальной программы в целом;

б) степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств;

в) степень реализации мероприятий, решения задач и достижения цели муниципальной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов реализации).

Методика оценки эффективности муниципальной программы утверждается в составе муниципальной программы поселка Ставрово.

Требования к отражению информации о расходах федерального,

областного и районного бюджетов на реализацию муниципальной программы,

а также расходах органов местного самоуправления

поселка Ставрово и их обоснование

35. Порядок ежегодной корректировки объема и структуры расходов бюджета поселка на реализацию муниципальной программы определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета поселка и планирования бюджетных ассигнований.

36. Информация о расходах бюджета поселка на реализацию муниципальной программы представляется с расшифровкой по главным распорядителям средств бюджета поселка (по ответственному исполнителю и соисполнителям муниципальной программы).

Расходы на реализацию муниципальной программы указываются в целом, с распределением по подпрограммам муниципальной программы, ведомственным целевым программам и основным мероприятиям подпрограмм по кодам классификации расходов бюджетов.

В качестве обеспечения основных мероприятий подпрограмм муниципальной программы могут быть предусмотрены субсидии или субвенции из федерального бюджета, областного и районного бюджетов.

Информация о расходах на реализацию муниципальной программы за счет средств бюджета поселка представляется по годам реализации муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 6).

37. Если в рамках муниципальной программы предусмотрены субсидии или субвенции из областного и районного бюджетов и (или) если в реализации муниципальной программы участвуют акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, то в муниципальной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов областного и районного бюджетов, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей муниципальной программы, представляемая согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 7).

Требования к разработке подпрограммы муниципальной

программы и представление информации,

включенных в муниципальную программу

38. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.

39. Подпрограмма имеет следующую структуру:

39.1. Паспорт подпрограммы.

39.2. Текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:

а) характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;

б) приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы;

в) характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы;

г) прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы (при оказании муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ) в рамках подпрограммы);

д) информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы;

ж) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы;

з) анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы.

40. В случае если в рамках подпрограммы предусмотрены субсидии или субвенции из областного и районного бюджетов, подпрограмма также содержит раздел об участии муниципальных образований в реализации подпрограммы со следующей информацией:

а) обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов подпрограммы, характеризующих достижение конечных результатов по этапам ее реализации в разрезе муниципальных образований;

б) обоснование мер по координации деятельности органов местного самоуправления для достижения целей и конечных результатов подпрограммы, в том числе путем реализации аналогичных программ органами местного самоуправления;

в) прогнозируемый объем расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию аналогичных программ с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов подпрограммы.

Требования по заполнению паспорта подпрограммы

и к содержанию подпрограммы муниципальной программы

41. Паспорт подпрограммы разрабатывается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 10).

Требования к заполнению паспорта подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к заполнению паспорта муниципальной программы за исключением граф « соисполнитель».

42. Требования к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, описанию приоритетов в сфере реализации подпрограммы, целям, задачам и показателям (индикаторам) достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы, обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализу рисков реализации подпрограммы и описанию мер управления рисками реализации подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию муниципальной программы.

43. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях неисполнения основного мероприятия.

Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы и их характеристика отражаются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2а).

44. Под мерами государственного регулирования понимаются меры налогового, тарифного, кредитного регулирования и иные меры государственного регулирования. Характеристика мер государственного регулирования в сфере реализации подпрограммы включает обоснование необходимости и оценку результатов их применения (в том числе финансовую). Меры государственного регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 3).

45. Для мер правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приводится обоснование изменений правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия. Меры правового регулирования приводятся согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 4).

46. Если в рамках реализации подпрограммы муниципальными учреждениями поселка Ставрово предусматривается оказание муниципальных услуг (работ), в подпрограмме должен быть приведен прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы. Информация о сводных значениях показателей заданий отражается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).

Указанные показатели могут включаться в состав показателей (индикаторов) подпрограммы как показатели (индикаторы) непосредственных результатов.

III. Дополнительные и обосновывающие материалы,

представляемые с муниципальной программой

47. Проект плана реализации муниципальной программы по согласованию с Главой поселка представляется в финансовый отдел администрации поселка Ставрово вместе с проектом муниципальной программы согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 11).

План реализации муниципальной программы состоит из планов реализации подпрограмм муниципальной программы и подлежат включению все мероприятия подпрограмм.

48. Объем субсидии осуществляемых за счет средств из областного и районного бюджетов в соответствии с действующим законодательством, отдельным категориям граждан обосновывается согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 8).

49. Расходы, рассчитываемые плановым методом, обосновываются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 9).

50. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов муниципальной программы в социально-экономическое развитие поселка Ставрово, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития поселка Ставрово.

51. Оценка планируемой эффективности подпрограммы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в соответствии с критериями экономической и социальной эффективности.

52. Оценка планируемой эффективности подпрограммы основывается на оценке планируемого вклада результатов подпрограммы в достижение целей и решение задач муниципальной программы, содержащей количественное, а при обосновании невозможности его проведения - качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации подпрограммы с динамикой значений показателей (индикаторов) реализации муниципальной программы.

IV. Подготовка годового отчета о ходе реализации и оценке

эффективности муниципальной программы и доклада

о ходе реализации муниципальной программы

53. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей, и представляется в финансовый отдел администрации поселка Ставрово в сроки, установленные Порядком.

54. Годовой отчет должен иметь следующую структуру:

а) информацию об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу за отчетный период;

б) конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный период;

в) результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы;

г) анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;

д) результаты использования бюджетных ассигнований бюджета поселка и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;

ж) результаты оценки эффективности муниципальной программы, проведенной ответственным исполнителем;

з) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.

При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:

а) основные результаты, достигнутые в отчетном году;

б) характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;

в) сведения о достижении значений показателей (индикаторов) муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы (указываются согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 12) с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты);

г) запланированные, но недостигнутые результаты с указанием неисполненных или реализованных не в полной мере мероприятий;

д) анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;

е) анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы.

55. Описание результатов реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, включает:

- описание результатов реализации наиболее значимых ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм, в отчетном году;

- перечень неисполненных или реализованных частично ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;

- анализ факторов, повлиявших на их реализацию;

- анализ влияния последствий не реализации ведомственных целевых программ, основных мероприятий подпрограмм на реализацию муниципальной программы.

56. К описанию результатов выполнения мероприятий муниципальной программы в отчетном году прикладывается информация согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 13).

57. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета поселка и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить:

- данные о кассовых расходах бюджета поселка, бюджетов целевых внебюджетных фондов, и фактических расходах акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов (представляются ответственным исполнителем в составе годового отчета согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблицы 14 и 15);

- фактические сводные показатели муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями по муниципальной программе согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 16).

58. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

59. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы (далее - доклад) в соответствии с решением Главы поселка может заслушиваться.

Доклад должен иметь следующую структуру:

- результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный период;

- использование бюджетных ассигнований областного бюджета и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы за отчетный период;

- предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.

60. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или ожидаемого воздействия факторов риска, способных оказать негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.

61. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета поселка и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена к дате представления доклада, необходимо указать следующие сведения:

- запланированные объемы бюджетных ассигнований за счет бюджета поселка и иных средств в отчетном году;

- фактические расходы за отчетный год.

Данные об использовании средств бюджета поселка и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы представляются ответственным исполнителем согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 14).

62. Предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки муниципальной программы.

63. Титульный лист к годовому отчету и докладу должен содержать следующую информацию:

а) наименование муниципальной программы;

б) наименование ответственного исполнителя;

в) отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);

г) дата составления отчета (доклада);

д) должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.

V. Управление, контроль реализации и оценка

эффективности муниципальной программы

64. Управление и контроль реализации муниципальной программы должны соответствовать требованиям раздела V Порядка.

65. Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).

66. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.

Объектом мониторинга являются значения показателей (индикаторов) государственной программы (подпрограммы) и ход реализации основных мероприятий муниципальной программы.

67. Мониторинг реализации муниципальных программ проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ, докладов ответственных исполнителей о ходе реализации муниципальных программ, отчетов о ходе реализации подпрограмм и ведомственных целевых программ.

68. Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) осуществляется на основе методики оценки ее эффективности.

69. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.

70. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.

71. Для выявления степени исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводятся сравнения фактических сроков реализации мероприятий плана с запланированными, а также фактически полученных результатов с ожидаемыми.

72. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям ответственному исполнителю рекомендуется представлять аргументированное обоснование причин неисполненных или реализованных не в полной мере мероприятий:

а) отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменения в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;

б) значительного неисполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;

в) возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;

г) перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;

д) исполнения плана по реализации муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.

73. По результатам мониторинга реализации муниципальных программ готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками муниципальной программы на очередной финансовый год бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как отдельных мероприятий муниципальной программы, так и муниципальной программы в целом, начиная с очередного финансового года.

ПриложенияПриложения
Дата создания: 28-02-2019
Дата последнего изменения: 05-03-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: